МБОУ СОШ №1 с. Александров-Гай
413370 Саратовская область, с.Александров-Гай, ул.Советская,16
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. У ребенка формируется новый вид деятельности - учебная деятельность.  Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

    Оценка уровня школьной адаптации основана на следующих показателях:

    1. Показатель интеллектуального развития.

    2. Показатель эмоционального развития.

    3. Показатель сформированности коммуникативных навыков.

    4. Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.

    Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. У ребенка формируется новый вид деятельности - учебная деятельность.  Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

    Оценка уровня школьной адаптации основана на следующих показателях:

    1. Показатель интеллектуального развития.

    2. Показатель эмоционального развития.

    3. Показатель сформированности коммуникативных навыков.

    4. Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Это комплексное понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности/неуспешности ребёнка в школе, которая не исчерпывается только отличными и хорошими оценками по всем или ряду предметов, но делают ребёнка абсолютно-вполне-невполне-частично-совершенно не удовлетворённым своим статусом школьника.

    Итак,  говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей.  Специалисты, говоря о готовности к школе, порой акцентируют внимание на разных сторонах развития детей, исходя из собственного опыта работы с ними. Поэтому ниже приведём несколько классификаций, чтобы получить наиболее полное представление о составляющих понятия готовности ребёнка к школе:

    Это комплексное понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности/неуспешности ребёнка в школе, которая не исчерпывается только отличными и хорошими оценками по всем или ряду предметов, но делают ребёнка абсолютно-вполне-невполне-частично-совершенно не удовлетворённым своим статусом школьника.

    Итак,  говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей.  Специалисты, говоря о готовности к школе, порой акцентируют внимание на разных сторонах развития детей, исходя из собственного опыта работы с ними. Поэтому ниже приведём несколько классификаций, чтобы получить наиболее полное представление о составляющих понятия готовности ребёнка к школе:

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Что должен обязательно уметь будущий первоклассник?

    1. Пункт 1 -  в течение жизни у нас с вами есть разные виды деятельности: игра, обучение, общение и т.д.  От рождения до школы ведущая деятельность у ребёнка – игра.  Поэтому, когда у родителей спрашиваешь: «Научились ли ваши дети играть?», обычно все согласно кивают головами и удивляются, почему возник такой вопрос.  Вопрос на самом деле очень серьёзный, ведь что такое научиться играть? Это: 1) знать название (про что игра?), 2) правила  и штрафы (как играть,  соблюдать или нарушать?),  3) количество игроков (сколько и кто что делает?), 4) окончание игры (умение выигрывать  и проигрывать).

    2. Пункт 2 -  от того, насколько успешно овладел ребёнок фазой игры, будет зависеть прохождение следующей фазы развития – обучения.   Поскольку школа – это большая и долгая игра на 9-11 лет. В ней есть свои правила (общешкольные и классные),  игроки (директор, учителя, дети),  штрафные санкции (двойки,  замечания в дневник), выигрыш  (пятёрки, грамоты, награды, аттестат).  Особенно важно умение соблюдать правила и умение проигрывать. Многие дети именно эти моменты выполняют с трудом, а при проигрыше бурно эмоционально реагируют: плачут, кричат, кидают вещи. Скорее всего, им неизбежно придётся столкнуться с трудностями в школе.   В начальной школе многие учебные моменты проходят в игровой форме именно с этой целью – окончательно дать возможность ребёнку овладеть игрой и полноценно включиться в учёбу.

    3. Пункт 3-    вам, уважаемые родители,  это  серьёзный повод задуматься о готовности ребёнка к школе:   даже если ваш ребёнок бегло читает, умело считает, пишет, прекрасно говорит,  анализирует, танцует, рисует; он общителен, проявляет лидерские качества и, на ваш взгляд, просто вундеркинд,  но при этом не освоил фазу игры,  –  помогите ему!  Играйте дома в любые игры вместе с ребёнком: развивающие, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные. Таким образом,  вы улучшите готовность к школе своего  ребёнка и подарите себе и ему незабываемые минуты общения!  И ещё:  Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребёнку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих людей.  Удачи вам, терпения и чуткости!

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.

    1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
    2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
    3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
    4. Как называется город (село), в котором ты живешь?
    5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
    6. Кем работают твои родители?
    7. У тебя есть сестра, брат?
    8. Как зовут твоих друзей?
    9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
    10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
    11. Назови дни недели, времена года.
    12. Какое сейчас время года?
    13. Чем отличается зима от лета?
    14. Каких домашних животных ты знаешь?
    15. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
    16. Ты хочешь учиться в школе?
    17. Зачем надо учиться?

    Далее представлен перечень вопросов для родителей.  

    Вопросник для наблюдений.

    Обведите кружком соответствующую цифру или поставьте на ней крестик.

    Развитие тела – движение и восприятие

    Как двигается ребёнок на площадке для игр: проявляет ли он ловкость, сноровку, уверенность и смелость, или испытывает страх и боится?   0 1 2 3

    Может ли он сохранять равновесие на перекладине, находящейся сравнительно высоко над землей или на ветке дерева, или ищет поддержки и хватается за дополнительную опору?   0 1 2 3

    Может ли ребёнок подражать характерным движениям, например, подкрадываться, как индеец и т.п.?   0 1 2 3

    Может ли он бросать мяч в цель?  0 1 2 3

    Может ли он ловить мяч, брошенный ему?  0 1 2 3

    Любит ли ребёнок двигаться, например, играть в салки или догонялки? Много ли он двигается?  0 1 2 3

    Умеет ли ребёнок правильно брать карандаш, используя большой и указательный пальцы, рисовать и «писать» им с разным нажимом?  0 1 2 3

    Получается ли у ребёнка, закрашивая картинки, соблюдать границы?  0 1 2 3

    Может ли он застегивать и расстегивать пуговицы или молнию без посторонней помощи?  0 1 2 3

    Умеет ли ребёнок вырезать ножницами простые фигуры:  0 1 2 3

    Если ребёнку больно, как он реагирует: адекватно или преувеличенно?  0 1 2 3

    Может ли ребёнок находить на картинке правильные формы (например, похожие или отличные друг от друга)?  0 1 2 3

    Может ли он правильно «локализовать» в пространстве источник звука (например, звонок мобильного телефона и т.п.)?  0 1 2 3

    Когнитивная сфера: мышление, речь, воображение, внимание, память.

    Понимает ли ребёнок небольшие истории (сказки, связные рассказы) и может ли он передавать их содержание просто, но правильно (по смыслу)?  0 1 2 3

    Понимает ли ребёнок простые причинно-следственные связи?  0 1 2 3

    Может ли ребёнок узнавать и называть основные цвета и формы?  0 1 2 3

    Проявляет ли он интерес к буквам и цифрам, к чтению и счету? Хочет ли он писать свое имя или другие простые слова?  0 1 2 3

    Умеет ли считать и определять простые числа, например, на кубике?  0 1 2 3

    Запоминает ли он имена других людей (детей и знакомых взрослых), помнит ли простые стихи и песни?  0 1 2 3

    Как говорит ребёнок: ясно, отчетливо и понятно для всех окружающих?  0 1 2 3

    Говорит ли он полными предложениями и в состоянии ли понятно описать, что случилось (то есть какое-либо событие или переживание)?  0 1 2 3

    Когда он что-то мастерит, вырезает, лепит, рисует – работает ли он с концентрацией внимания, целенаправленно, проявляет ли терпение и настойчивость, когда что-то не получается?  0 1 2 3

    В состоянии ли ребёнок заниматься каким-либо одним делом на протяжении хотя бы 10-15 минут и довести это дело до конца?  0 1 2 3

    Играет ли он увлеченно один в свои игрушки на протяжении более длительного времени, придумывая сам себе игры и воображаемые ситуации?  0 1 2 3

    Способен ли он выполнить простое задание тщательно и как следует?  0 1 2 3

    Эмоции и социальность

    Развито ли у ребёнка доверие к себе и своим способностям?  0 1 2 3

    Выражает ли он свои чувства адекватно ситуации?  0 1 2 3

    Удавалось ли ребёнку иногда преодолевать свою боязливость?  0 1 2 3

    Может ли он ждать исполнения желаемого?  0 1 2 3

    Может ли он на некоторое время в незнакомой обстановке быть без близких или знакомого взрослого, к которому он испытывает доверие?  0 1 2 3

    Может ли ребёнок сам (без помощи взрослого) отстаивать себя в трудной ситуации?  0 1 2 3

    Рад ли он, что скоро пойдет в школу?  0 1 2 3

    Любит ли он играть с другими детьми, учитывает ли интересы и желания других? Реагирует ли он адекватно на спорные ситуации?  0 1 2 3

    Понимает ли и соблюдает ли общие правила в игре?  0 1 2 3

    Завязывает ли он самостоятельно контакты с другими детьми?  0 1 2 3

    Как ведет себя ребёнок в случае конфликтов, настроен ли он на позитивное разрешение ситуации и принимает ли их?  0 1 2 3

    Подведение итогов наблюдений

    Если большая часть признаков готовности к школе оказываются слабо выраженными, то велика вероятность, что ребёнку будет трудно адаптироваться к школе и успешно учиться на начальном этапе.

    Ему будет необходима дополнительная поддержка. Если ребёнку еще не исполнилось 7 лет, имеет смысл подождать годик с зачислением в первый класс. Но не следует ожидать пассивно, когда ребёнок «дозреет» сам. Ему необходима педагогическая поддержка. Если, например, ребёнок хорошо развит интеллектуально, но в эмоционально-социальной сфере у него трудности, имеет смысл поискать для него игровую группу, где он мог бы играть со сверстниками некоторое время быть без родителей, не испытывая страха. При этом следует избегать резких переходов к непривычной для ребёнка ситуации. Если ему трудно без родителей в игровой группе, нужно осуществлять переход постепенно: первое время кто-то из близких ребёнку людей должен присутствовать в группе, пока он не привыкнет к новой обстановке. Важно при этом, чтобы состав группы был постоянным. Тогда у ребёнка появится возможность выстроить стабильные эмоциональные отношения в новой социальной среде.

    Если слабовыраженными окажутся только немногие признаки, обозначенные в опроснике, особых сложностей с обучением у ребёнка возникнуть не должно.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник-Пятница 8.00 12.00

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie